Что такое НКО в социальной сфере?

Содержание

НКО: их особенности и различия

Что такое НКО в социальной сфере?

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

Примеры некоммерческих организаций

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

С каждым годом в России возрастает число некоммерческих организаций. Это позволяет улучшать качество жизни населения, развивать демократические ценности, эффективно бороться с комплексом социальных проблем «руками» волонтеров из некоммерческих организаций. Важность выбора создания того или иного вида некоммерческих организаций обусловлена их целевыми и организационными различиями. Детальнее рассмотрим это в статье.

Что такое некоммерческие организации (НКО) и чем они занимаются

Некоммерческие организации (НКО) являются видом организаций, в основе деятельности которых не лежит приобретение и максимизация прибыли и нет ее распределения между членами, входящими в организацию. НКО выбирают и устанавливают определенный вид деятельности, способствующий реализации благотворительных, социально-культурных, научно-образовательных, управленческих целей для создания социальных благ. То есть социально ориентированные некоммерческие организации России занимаются решением социальных проблем.

Виды некоммерческих организаций и цели их создания

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Некоммерческие организации — это исполнители общественно полезных услуг, получат финансовую и имущественную поддержку государства.

Некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления. Существует множество некоммерческих организаций, которые различны между собой формой и основной целью.

Отличие некоммерческих организаций от коммерческих

Рассмотрим основные отличия НКО от коммерческих по следующим пунктам:

  • цели организаций. В отличие от коммерческих организаций, у которых основная цель – максимизация прибыли, в основе деятельности НКО различные нематериальные цели (благотворительность, культурное возрождение и т. д.);
  • прибыль. У коммерческой организации чистая прибыль распределяется между участниками и реинвестируется в бизнес-процессы предприятия для его дальнейшего развития и экономической эффективности. Прибыль некоммерческой организации может идти только на деятельность, соответствующую ее некоммерческим целям. При этом НКО могут заниматься соответствующей доходной деятельностью, если это необходимо для достижения их благих целей, при условии, что это прописано в их уставах;
  • оплата труда. В соответствии с федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» НКО имеет право потратить на оплату труда до 20% общих годовых финансовых средств. В НКО, в отличие от коммерческих, сотрудники не могут получить премии и надбавки, помимо своего оклада;
  • источник инвестиций. В коммерческих организациях для реинвестиций используется прибыль, средства инвесторов, кредиторов и т. д. В НКО широко распространена поддержка международных грантов, государства, социальных фондов, волонтерского сбора средств, взносов участников и т. д.

Особенности применения упрощенной системы налогообложения НКО

Годовая финансовая отчетность НКО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к балансу и отчету в соответствии с нормативными актами.

НКО вправе использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), в случае, если соблюдены такие условия:

  • за девять месяцев деятельности доходы НКО не более 45 млн руб. (рассчитываются за год, в котором организация оформляет документы для перехода к УСН);
  • среднесписочная численность работников не больше 100 сотрудников в отчетном периоде;
  • в состав НКО не входят филиалы;
  • остаточная стоимость активов не более 100 млн руб.;
  • отсутствие подакцизной продукции.

Недавно в стандарты бухучета РФ были внесены большие и долгожданные изменения, которые существенно изменили правила отчетности. Эти изменения касаются и бухгалтерской отчетной документации некоммерческих организаций, перешедших на УСН.

Применение в некоммерческих организациях УСН позволит не платить налог на прибыль, налог на имущество и налог на добавленную стоимость (НДС).

При этом НКО обязана уплатить так называемый единый налог, а именно:

  • по типу налогообложения «Доходы» нужно уплатить 6% с различных поступлений, считающихся доходом;
  • для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» составляет 15% от разницы доходов и затрат или же 1%, если доходы не превышают затраты.

Сегодня для страны важно способствовать дальнейшему развитию НКО как мощного двигателя реализации различных социальных нужд.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_nko-ikh-osobennosti-i-razlichiya

Социальные услуги в исполнении НКО – ожидания и риски

Привлечение НКО в сферу оказания услуг населению – один из нынешних приоритетов государства. Доступ к этому рынку открывает для НКО огромные возможности, и с точки зрения налаживания более тесных контактов с населением, и в смысле повышения финансовой устойчивости. Насколько НКО к этому готовы и способны ли конкурировать с другими участниками рынка? Конкуренция будет жесткой: ведь услуги населению – это практически гарантированный спрос, а значит сверхстабильный источник дохода.

АСИ представляет результаты специального исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы», выполненного по заказу агентства группой ЦИРКОН. Основные выводы исследования, в котором принимали участие 335 руководителей НКО и 25 представителей региональной и муниципальной власти с опытом взаимодействия с некоммерческим сектором, таковы.

Разгосударствление социальных услуг – своевременная и неизбежная мера

Так думают большинство участников исследования. В той или иной степени готовы участвовать в этом процессе более 80% НКО, представители власти согласны оказывать им всяческое содействие. 46% НКО предпочли бы обойтись без посредников, чтобы заинтересованные потребители обращались к ним напрямую. Примерно треть считают возможным включение в схему госструктур, либо в роли оператора, распределяющего запросы (11%), либо в роли непосредственного заказчика социальных услуг (21%).

В целом организации третьего сектора готовы расширять свою деятельность, осваивать новые виды услуг и работать с новыми аудиториями. В то же время некоторые НКО подчеркивают, что это ресурсоемкий процесс, и потому рассчитывают на кадровую и финансовую поддержку.

Опрошенные представители власти интерпретируют вопросы финансирования НКО почти исключительно в привычных им проектных категориях – в соответствии с моделью софинансирования, когда наличие собственного или привлеченного финансирования является обязательным условием получения государственного или муниципального гранта. Обязательность такой схемы респонденты объясняют требованиями избежать потребительского отношения некоммерческих организаций к распределяемым бюджетным деньгам.

Какие услуги можно делегировать третьему сектору

Представители НКО и органов власти примерно одинаково очерчивают круг социальных услуг, которые могут быть делегированы третьему сектору: соцзащита и соцобеспечение, просвещение, работа с молодежью и другие услуги социокультурного и гуманитарного содержания. Нельзя передавать в управление НКО услуги в сфере основного образования (дополнительного – можно) и здравоохранения.

Читайте также  Что нужно для социальной стипендии студентам документы?

Готовность к условиям рыночной конкуренции

Заявляют о готовности работать в рыночных реалиях примерно половина НКО-участниц исследования, в большей мере это характерно для организаций, имеющих опыт оказания платных услуг. Интересно, что наиболее комфортным конкурентом респонденты считают другие некоммерческие организации. Почти две трети НКО сообщают, что ради выхода на рынок социальных услуг или укрепления позиций на нем могли бы сменить свои стратегические приоритеты.

Успех НКО на рынке, по мнению представителей третьего сектора, будет зависеть в первую очередь от того, насколько государство готово создавать для этого благоприятные условия.

НКО рассчитывают, что власти будут задавать «правила игры» — обеспечат законодательное и административное содействие процессу разгосударствления социальной сферы, предоставят НКО равный доступ к государственному и муниципальному заказу, будут проводить честные конкурсы.

При этом НКО осознают, что и от них самих многое зависит – им предстоит обеспечить качество «продукта» и эффективное продвижение организации в роли поставщика социальных услуг.

Помешать им выйти на рынок соцуслуг, как отмечают НКО, могут в том числе кадровые проблемы, нехватка помещений и вообще материально обеспечения, а также инертность органов власти и эмоциональные перегрузки персонала НКО. У некоторых организаций опасения вызывает необходимость адаптации уставных документов к новым видам деятельности.

Преимущества НКО в качестве субъекта социальных услуг

НКО, по мнению респондентов, обеспечат персонализированный подход, расширится спектр предоставляемых социальных услуг, будет ниже их себестоимость, будет меньше бюрократических процедур. 74% опрошенных представителей НКО в той или иной степени уверены, что некоммерческие организации оказывают соцуслуги более качественно, чем государственные или муниципальные учреждения, 62% – более качественно, чем коммерческие.

Риски разгосударствления социальной сферы: мнение НКО

В числе рисков, с которыми может быть сопряжено делегирование государственных полномочий, представители НКО называют возможную коммерциализацию социальной сферы, отсутствие стандартов и возникающую в связи с этим вероятность потери качества оказания услуг, отсутствие нормативного оформления процесса разгосударствления, неготовность чиновников к преобразованиям и т.д.

Александра Марова, директор Фонда профилактики социального сиротства: ментальность душевности против ментальности профессионализма

Первый минус, который я вижу в наших НКО, – неумение выстраивать партнерские взаимоотношения с органами исполнительной власти. Мы ударяемся в крайности. Одна крайность: мы хотим, чтобы нас воспринимали как равноправных партнеров и чего-то у них (органов власти) просим, а потом выходим в Интернет и пишем: чиновники-гады, ничего делать не хотят.

Не стоит после этого удивляться тому, что доверия к нам мало – это разумная реакция любого нормального человека. Другая крайность – когда мы, сияя, говорим: смотрите, какие мы хорошие, давайте дружить. Органы власти начинают воспринимать нас как кого-то, кто просто крутится рядом. Такие заигрывания тоже никак не способствуют выстраиванию равноправных партнерских отношений.
Далее – отсутствие финансовой устойчивости.

На гранты сроком действия с сентября по октябрь существовать невозможно, социальные услуги требуют продолжения за рамками всех грантов.

Огромная проблема – отсутствие кадровой политики у НКО. На внутренней мотивации и душевных качествах на рынке далеко не уедешь. Профессиональная деятельность сотрудников НКО часто фрагментарна: сегодня могу, завтра не могу, ушла в отпуск, в декрет, душевный порыв иссяк. Деятельность организации на 25-м месте после всего другого важного. Мы на полном серьезе относимся к руководителю, который рассказывает такую, например, историю. Появилась информация об отказе в роддоме, надо срочно ехать туда.

А сотрудник говорит: у меня ребенок болеет, врач будет завтра, и тогда я точно скажу, смогу я послезавтра или нет. Вопрос качества услуги – это два-три часа, никак не два-три дня! И у руководителя нет инструментов воздействия на работника, потому что у них в организации все хорошие и добрые… Еще пример. Дальневосточная организация, они говорят: мы очень сильно хотим много всего сделать – построить социальную гостиницу для мам, содержать социальную службу, но нет ресурсов.

Звоню, говорю, что нашла для них финансирование, есть фонд, который готов дать деньги, там под миллион рублей на год. Так они развели канитель на два месяца – ползаявки написали и кто-то в отпуск ушел…

Я думаю, государство потому и не доверяет НКО. Давая большие деньги, выходя на аутсорсинг, государство выступает гарантом качества услуг, оказываемых населению. Как можно гарантировать качество при таком непрофессиональном подходе? Отсутствие менеджмента, системы управления, неготовность к любым изменениям – вот что это такое.

НКО, участвовавшие в исследовании, говорят: мы не готовы [к соцуслугам], потому что устав надо менять… Это что, сложно? При профессиональном подходе открывается любая дверь, выстраиваются любые переговоры, меняется любой устав! Это вопрос качества НКО, качества менеджмента, качества руководителя.

Что он выстраивает в своей организации: ментальность душевности или ментальность профессионализма?

Никто не хочет быть гарантом услуг низкого качества. Потому-то и слышны все чаще разговоры о том, что разгосударствление – это когда НКО новые услуги отрабатывают, а потом, как деньги кончатся, у них надо все забрать и передать в госучреждения, посадить на гособеспечение…

Николай Слабжанин, исполнительный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: главное – сформулировать услугу

У нас нет стандартов услуг, нет контроля за соблюдением этих стандартов. Например, в сфере работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, нет ни одной организации, которая могла бы четко отслеживать качество услуг, которые она предоставляет. Есть только попытки. В этом направлении стоит работать…

Мне кажется, сила НКО, оказывающих социальные услуги, состоит в том, что они берут на себя то, что не берут другие. Они берут на себя просветительскую и инновационную составляющие. Скажу про любимую организацию – про «Детские деревни – SOS». У нее есть четкие стандарты оказываемых услуг.

Но все равно это инновационная деятельность. Просто она несколько затянулась – на 17 лет! Это услуга, которая направлена на решение проблемы, практически не решаемой силами НКО. Зато ее может поддержать госзаказ. Вопрос в том, чтобы эта услуга была сформулирована, была передана, и, самое главное, была принята заказчиком.

В данном случае государством.

Фото с сайта philanthropy.ru

Ольга Евдокимова, директор Evolution&Philanthropy: мы отчитываемся валом

Отсутствуют не только стандарты оказания услуг как процесса, но и стандарты оценки этих социальных услуг. В последнее время наша фантазия ограничена тем, что оцениваем объемы оказанных услуг. То есть валом отчитываемся.

Для того чтобы перейти на следующую ступень, хоть как-то договориться о методах оценки социальных результатов для «клиента» – здесь ничего не делается.
SOS-Kinderdörfer (Детские деревни – SOS) – одна из немногих организаций, которые оценивают результаты.

Потому что программы, которые в дальнейшем будут переданы государству, должны иметь очень сильную доказательную базу, не оставляющую сомнений в том, что это не просто потраченные деньги, это, действительно, индивидуальная польза.

Фото с сайта cmo.khabkrai.ru

Леонид Перцов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города»: при оценке стоимости оказания услуг чиновники должны оценивать все затраты

Экономика оказания услуг – крайне важный вопрос. Очень часто, когда говорят о каких-то действиях общественного сектора, упоминают об «эффективности бюджетных расходов». Эти слова верны по существу, но использовать их надо с большой осторожностью.

Как в бюджетном секторе сейчас устроено финансирование учреждений? Текущая деятельность по оказанию услуг финансируется на основе государственного (муниципального) задания. Расходы на оказание услуг включают, прежде всего, заработную плату, коммунальные услуги, расходные материалы и т. д.

Амортизация, то есть возврат стоимости оборудования и помещений, как правило, не включается в текущее финансирование! Условно здание служит 15 лет, 1/15 стоимости здания фактически является частью стоимости услуг, оказанных в течение года. Но в отчетность эта часть стоимости в явном виде не входит и финансируется отдельно. А в частной организации в стоимость будут включаться все реальные затраты. Например, есть частная некоммерческая школа.

Она должна либо платить стоимость аренды помещений, либо учитывать часть стоимости приобретенного помещения при оценке своих затрат. Соответственно, когда мы сопоставляем прямые бюджетные расходы на оказание одних и тех же услуг, у государственных и муниципальных учреждений они чаще всего ниже.

Но если мы проанализируем, сколько служит помещение, как часто в нем делают ремонт, как используется оборудование, и вычислим полную стоимость услуг, то частный поставщик может оказаться столь же или даже более эффективен. Но чтобы эффективность расходов оценить, необходимо проделать специальный расчет, а не просто взять механически цифры из отчетности.

Органам государственной власти и местного самоуправления, привлекающим внешних поставщиков, во-первых, можно порекомендовать проводить такую аналитическую работу.

Во-вторых, если принято решение, что часть услуг будет уходить в негосударственный (немуниципальный) сектор, подумать о передаче части государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование либо в аренду на льготных условиях с тем, чтобы уравновесить эту разницу. Аутсорсинг не должен быть самоцелью.

Читайте также  Социальная помощь малоимущим семьям имеющим детей

Просто регионы и муниципалитеты, оказывая услуги населению, должны представлять, какие способы выгоднее, какие обеспечивают оказание более качественных услуг. И, исходя из этого, принимать решения о переносе каких-то услуг в негосударственный сектор. Или о том, что такой перенос в существующих условиях не оправдан.

Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2013/09/18/sotsial-ny-e-uslugi-v-ispolnenii-nko-ozhidaniya-i-riski/

Социально ориентированные некоммерческие организации: что это

Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
    • общественных;
    • религиозных.
  2. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
    • малочисленности;
    • коренного проживания на тех или иных территориях.
  3. Общества, организованные представителями российского казачества.
  4. Социальные фонды.
  5. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  6. Учреждения частного типа.
  7. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  8. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  9. Автономные организации некоммерческого типа.
  10. Различные союзы и ассоциации.

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельностиОписание
Социальные услуги гражданам Организации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:

  • защиты;
  • поддержки. Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.
  • Подготовка к экстремальному режиму жизни Также перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:

  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций. К списку обозначенных событий относятся:
  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
  • Оказание помощи в разгар бедствий Представленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:

  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
  • Охрана среды и ее фауны В компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:

  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
  • Охрана локаций, имеющих высокую значимость Также лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:

  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
  • Оказание безвозмездной юридической поддержки Еще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:

  • права;
  • свободы.
  • Профилактика социально-опасного поведения Ответственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
    Деятельность благотворительного характера Каждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
    Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФ Ответственность искомых структур также лежит в области:

  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.
  • Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

    Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

    • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
    • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
    • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
    • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
    • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
    • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
    • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

    Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

    Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

    Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

    1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
    2. Адвокатские коллегии.
    3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
    4. Палаты нотариальной категории.
    5. Кооперативы характера:
      1. как жилищного;
      2. так и жилищно-строительного.
    6. Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
    7. Учреждения, представляющие государственный сектор.
    8. Корпорации, организованные государственными структурами.
    9. Компании, также работающие на государственной основе.
    10. Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
    11. Организации, подлежащие саморегулированию.
    12. Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.

    Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной. Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает. Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций. В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу. Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.

    Цель НКО — во всем помогать людям

    Заключение

    Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.

    – Права НКО с Марией Каневской

    Источник: https://yr-expert.com/soczialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizaczii-eto/

    Социально ориентированные некоммерческие организации: определение, деятельность, государственная поддержка :

    Многие организационные структуры занимаются видами деятельности, направленными на оказание помощи нуждающимся, создание благ для людей, повышение моральных качеств граждан, уровня жизни населения.

    Учитывая то, что эти задачи созвучны с государственными приоритетами в развитии социальной сферы, логично, что руководство страны вправе содействовать социально ориентированным некоммерческим организациям.

    Чтобы заручиться поддержкой властей, необходимо знать, какие структуры могут претендовать на этот статус, занятия какого рода подпадают под действие федерального закона, и на какую помощь может рассчитывать подобное общество.

    Правовая основа

    В законодательной базе существует акт, обеспечивающий право на государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям. Ее предоставление регламентируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

    В нем также определяется, какие структуры признаются некоммерческими организациями, в каких формах они могут действовать, правила их создания, ликвидации и реорганизации, перечисляются основные виды деятельности и указывается, какие из этих обществ считаются социально ориентированными, какими способами и в каких случаях им предоставляется государственная поддержка.

    Помимо этого в документе содержится информация о правилах ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, расписаны полномочия руководящих инстанций при решении вопросов о поддержке данных обществ.

    О сути понятия

    Для того чтобы определить, какие из формирований подпадают под статус «социально ориентированные коммерческие организации», необходимо сначала обратиться к понятию «некоммерческие организации» и выяснить, что представляют собой данные структуры. Итак, речь идет о компаниях, у которых получение доходов не является приоритетным направлением деятельности, а извлеченная прибыль не делится между участниками образования.

    Читайте также  Обязанности социального работника в сельской местности

    Цели создания добровольных товариществ

    Подобные группы формируют для выполнения следующих задач:

    • благотворительная деятельность (помощь детским домам, многодетным семьям, инвалидам);
    • развитие научной, культурной и образовательной сфер жизни народа;
    • проведение мероприятий с целью оздоровления разных групп общества;
    • удовлетворение духовных потребностей населения;
    • защита прав людей в соответствии с законодательством РФ;
    • юридическая помощь рядовым гражданам, пособничество в разрешении споров и др.

    Любая подобная организация целью создания может иметь и другой вид деятельности, но он обязательно должен быть направлен на создание социальных благ для народа.

    Права и обязанности объединений

    Организации, не ориентированные на извлечение финансовой выгоды, официально получают свой статус после регистрации в соответствии с правилами проведения процедуры в определенном законом порядке. В своей собственности (или в управлении) они имеют какие-то ценности или объекты и, согласно имеющимся обязательствам, несут ответственность за него, могут осуществлять имущественные права, подавать иски в суд и быть на процессе ответчиком.

    Им присваивается наименование, в составе которого указывается организационно-правовая форма общества и вид его деятельности. В обязательном порядке такая структура должна иметь баланс (смету). Как правило, некоммерческая организация создается на неограниченный срок. Исключение возможно в том случае, когда в учредительных документах указан конкретный период деятельности.

    Такие сообщества вправе открывать счета в учреждениях банков на территории РФ и за ее пределами, а лишается такой возможности только в случаях, противоречащим законодательству страны.

    Управление компании заводит печать, на которой значится название общества (полностью) на родном (русском) языке. По желанию правления общество может выдавать бланки со своим названием и пользоваться фирменным штампом. В случае необходимости возможно создание собственной эмблемы.

    Какие из организаций считаются социально ориентированными?

    На территории России зарегистрировано достаточно большое количество обществ, не направленных на получение прибыли. Но статус социально ориентированной некоммерческой организации может быть присвоен не всем из них. Существует 2 критерия, по которым компания приобретает это «звание»: форма ее организации и вид деятельности, прописанный в учредительных документах.

    Необходимое условие

    В правовом акте сказано, что государственная поддержка предоставляется тем формированиям, форма организации которых является одной из тех, что прописаны в вышеуказанном законе:

    «Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст.2, п.3 (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) (ст.2.п.2.1.);

    Направления работы

    Вторым критерием является вид деятельности компании. Считать общество социально ориентированным можно, если приоритетом в его функционировании является:

    • поддержка граждан и защита их интересов в социальной сфере;
    • работа с населением при подготовке к устранению последствий каких-либо катастроф (техногенных, экологических), стихийных бедствий, несчастных случаев, а также помощь людям, пережившим перечисленные события;
    • помощь нуждающимся: беженцам, переселенцам, участникам разного рода конфликтов (социальных, религиозных…);
    • охрана природы и животных;
    • защита сооружений, имеющих историческое, культурное значение, различных мест захоронения;
    • правовая помощь населению (консультирование, просвещение), направленное на защиту законных прав жителей;
    • спонсорство, меценатство;
    • профилактика проявления асоциальных форм поведения людей;
    • помощь детским домам;
    • деятельность, направленная на сбережение социальных благ в сфере культуры, образования, спорта, охраны здоровья и др., помощь в развитии данных направлений, работа по улучшению духовного состояния граждан.

    Органами власти, которые способствуют определению сообщества как социально ориентированная организация, могут признаваться и другие виды деятельности, но при этом они обязательно должны способствовать решению социальных проблем и улучшению жизни населения.

    Поддержка некоммерческих компаний

    Если организация приобретает вышеуказанный статус и действует во благо общества, о чем значится в ее учредительных документах, она может рассчитывать на государственную поддержку. Формы оказания помощи властями могут быть разными. Это:

    • перевод денежных средств социально ориентированным некоммерческим организациям на социальные услуги для населения, предоставление необходимой информации, передача в пользование имущества, находящегося на балансе у государственных структур, проведение консультаций, подготовка сотрудников для работы, а также людей, готовых добровольно оказывать свои услуги для компаний, а также их обучение, повышение уровня квалификации и профессионализма;
    • упрощение оплаты налогов и различных видов сборов (в соответствии с порядком, прописанном в законодательстве);
    • выставление заказов этим обществам на выполнение работ для государственных учреждений, обеспечение товарами и услугами;
    • предоставление права на участие социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках;
    • взаимодействие с юридическими лицами, которые оказывают правовую помощь данным обществам (чаще всего это предоставление льгот при уплате ими налогов).

    Иные формы пособничества

    В зависимости от нормативно-правовой базы региона, его финансового фонда деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций может быть поддержана за счет выделения средств из бюджета. Выдача денег обществам оформляются в виде субсидий. Данная денежная помощь направлена на содействие компании в предоставлении различных услуг населению. Траты средств проверяются ответственными органами.

    Также таким обществам передается в пользование имущество, которое числится на балансе у муниципальных органов или государственных властей. При этом ведется строгий контроль за его использованием, так как в законе о социально ориентированных некоммерческих организациях сказано, что все предоставленные объекты должны использоваться только по целевому назначению.

    Следует отметить, что государственные органы способствуют не только данной группе организаций, но и обычным некоммерческим организациям (в виде экономической помощи). Но всегда социально ориентированные общества при рассмотрении данного вопроса находятся в приоритете.

    Возможности руководящих органов

    Для того чтобы вести учет всех формирований, которые поддерживает государство, определять виды помощи, контролировать выдачу субсидий и передачу имущества, ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. В законе четко расписан порядок ведения списка, а также полномочия органов, оказывающих помощь данным структурам.

    В частности, им предоставлено право разрабатывать федеральные программы по поддержке этих обществ, реализовывать их, а также оказывать помощь в осуществлении задач региональных программ.

    Как указывалось выше, это происходит посредством выдачи субсидий на цели конкурсного финансирования различных проектов, которыми занимаются социально ориентированные некоммерческие организации, а также путем предоставления инфраструктурной, методической, информационной поддержки.

    При этом органы государственной власти наделены правом принимать участие в разработке региональных и межмуниципальных программ, нацеленных на содействие некоммерческим обществам. Они могут заниматься их реализацией. При формировании планов оказания помощи данным структурам учитываются культурные, экономические, социальные особенности региона.

    Перечень некоммерческих компаний

    Согласно порядку, прописанному в законодательстве, органами исполнительной власти на разных уровнях ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получившим помощь от государства. В списках указывается исчерпывающая информация о каждой структуре для обеспечения порядка и контроля за видами помощи. В каждом своде информации о подобном формировании содержатся такие данные:

    1. Наименование (обязательно полное, как в учредительных документах), адрес организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации.
    2. Идентификационный код налогоплательщика.
    3. Информация о том, в каком виде организации была оказана помощь от государства (форма поддержки и ее размер).
    4. Срок, на который рассчитана помощь.
    5. Название исполнительных органов, которыми была оказана поддержка.
    6. Дата решения властей об оказании или прекращении помощи.
    7. Данные о том, какими видами деятельности занимается формирование.
    8. Сведения о допущенных нарушениях со стороны социально ориентированных некоммерческих организаций, особенно в отношении целевого использования помощи (средств и предоставленного имущества).

    Следует отметить, что эти общества включаются в данный перечень только после зафиксированного факта получения денежной помощи (субсидии).

    Все сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, представленные в реестрах, доступны всем желающим ознакомиться с ними.

    Управляющий орган

    Правительство России уполномочило Министерство экономического развития РФ решать вопросы по предоставлению государственной поддержки организациям социальной направленности, наделило правом работать над этим направлением государственной политики и заниматься правовым регулированием в этой сфере, а именно: принимать решения, регламентирующие порядок ведения реестра обществ и хранения документов, представленных ими, а также вырабатывать требования относительно средств обеспечения пользования такими перечнями (Постановление от 16.04.2011 №276).

    Как получить помощь

    Для этого управлению социально ориентированной некоммерческой организации необходимо сделать запрос в исполнительные органы о том, какие нормативные акты были приняты по поддержке таких обществ, и далее на основании этих документов воспользоваться правом на получение государственной помощи.

    Правительство страны всегда работает над вопросом улучшения качества жизни населения. Именно поэтому и содействует развитию социально ориентированных некоммерческих организаций. Любому формированию для того, чтобы заручиться поддержкой со стороны органов власти или местного самоуправления, необходимо иметь светлую цель, знать свои права и действовать во благо общества. И тогда финансовая, имущественная и информационная помощь будет без труда доступна компании.

    Источник: https://BusinessMan.ru/sotsialno-orientirovannyie-nekommercheskie-organizatsii-opredelenie-deyatelnost-gosudarstvennaya-podderjka.html