Что такое правовой режим земельного участка?

Понятие правового режима земель. Его единство и дифференциация

Что такое правовой режим земельного участка?

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.   

Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый — присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

    • определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции. 
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.                             

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования — ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Читайте также  Что означает собственность публично правовых образований?

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный —  для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-pravovogo-rezhima-zemel-ego-edinstvo-i-differentsiatsiya

Гражданско-правовой режим земельного участка (стр. 1 из 3)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

План

Введение

Глава 1. «Гражданско-правовое понятие земельного участка»

Глава 2. Право собственности на земельный участок

Заключение

Литература

Введение

Возрождение частной собственности на землю и ее закрепление в Конституции Российской Федерации явилось отражением нового этапа развития экономических отношений в Российской Федерации. Земельные участки стали рассматриваться как товар, возник рынок земли.

C восстановлением деления имущества на движимое и недвижимое и признанием недвижимым имуществом земельных участков Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.

(статья 4), а затем и Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 130), в российское законодательство было возвращено длительное время отсутствовавшее понятие «недвижимость». Так, Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

(примечание к статье 21), заложивший основу правового регулирования указанных отношений в советский период, устанавливал: «С отменой частной собственности на землю деление имуществ на движимые и недвижимые упразднено».

Произошедшие общественно-экономические перемены потребовали пересмотра основ правового регулирования отношений по поводу земельных участков.

С одной стороны, признание земельных участков недвижимым имуществом позволило вовлечь их в гражданский оборот и распространить на них нормы гражданского законодательства об объектах гражданских прав.

С другой стороны, земля, земельные участки являются весьма специфическим видом имущества: к их использованию всегда предъявляются высокие требования, обусловленные общественной значимостью и многофункциональным значением земли. Как справедливо отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, «земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства»1.

В силу указанных обстоятельств возникла потребность изучить земельный участок, определить его гражданско-правовой режим, т.е. дать ему правовую характеристику как объекту гражданских прав, недвижимой вещи, охарактеризовать его способность быть предметом гражданских (частных) правоотношений — отношений присвоения (обладания) и обмена (оборота), «в статике и динамике».

Глава 1. «Гражданско-правовое понятие земельного участка»

Общая характеристика земельному участку как объекту гражданских прав, определяется место земельного участка среди иных объектов, отмечаются его сходные с ними признаки (отсутствие воли, дискретность, «юридическая привязка» к определенному субъекту, способность быть объектом имущественного оборота, выступать товаром) и отличия, обусловленные спецификой земельного участка.

Исследуется содержание понятия «земельный участок», его соотношение со смежными правовыми категориями (земля, почва, участок недр, территориальная зона, угодье и т.д.). Отмечается, что в гражданско-правовых отношениях земельный участок выступает только как имущество, недвижимая вещь.

В работе дается вещно-правовая характеристика земельного участка. Обосновывается, что земельный участок является индивидуально-определенной, условно делимой, непотребляемой и незаменимой недвижимой вещью.

Отмечается, что особенностью земельных участков является их многофункциональное значение (выделяется политическая, социальная, экономическая, экологическая и иные функции), что обуславливает установление в отношении них различного рода законодательных и иных ограничений, в пределах которых допускается осуществление гражданских прав на земельные участки, в том числе в сфере гражданского оборота. Рассматриваются виды таких ограничений, в том числе в части оборотоспособности земельных участков.

Указывается, что важнейшими характеристиками земельного участка являются его целевое назначение и разрешенное использование. Раскрывается содержание названных понятий, исследуются соответствующие нормы земельного, градостроительного и иного законодательства Российской Федерации. Отмечается влияние принадлежности земельного участка к определенной категории земель на его правовой режим.

Основой гражданско-правового режима земельного участка является правовой режим недвижимости.

Читайте также  Договор гражданско правового характера что это такое?

Дается характеристика недвижимого имущества, его структуры и отдельных видов.

Обосновывается, что в отличие от иных видов недвижимости, за исключением участков недр, земельный участок является абсолютно неперемещаемым. В связи с этим признак абсолютной неперемещаемости предлагается считать отличительным признаком земельного участка.

Рассматриваются основные модели правового регулирования отношений по поводу недвижимости. Исследуются нормы законодательства дореволюционного и советского периодов, современного законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных стран о недвижимости, отмечаются основные проблемы правового регулирования отношений в указанной сфере.

Рассматриваются вопросы состава (структуры) земельного участка. Выделяются следующие виды юридической взаимосвязи земельного участка с иными объектами:

1) земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости имеют самостоятельное значение и находятся в обороте независимо друг от друга;

2) земельный участок является составной частью другого объекта гражданских прав (имущественного комплекса);

3) земельный участок включает в себя различные элементы (составные части), использование которых невозможно без использования земельного участка и которыми могут являться почва, водные объекты, лесные и другие растения, а также иные прочно связанные с землей объекты природного и антропогенного происхождения, т.е. земельный участок рассматривается как сложная вещь, как составная вещь, либо как главная вещь с принадлежностями.

При этом прослеживаются тенденции закрепления в законодательстве последнего вида взаимосвязи.

Делается вывод о том, что в действующем законодательстве недостаточно урегулированы вопросы состава (структуры) земельного участка, а также вопросы, касающиеся сложной, составной (совокупной) вещей, главной вещи и принадлежности. Отмечается необходимость исследования указанных вопросов для дальнейшего совершенствования законодательства о недвижимости. Приводится опыт правового регулирования соответствующих отношений в дореволюционном российском законодательстве, а также законодательстве некоторых зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции и др.)

В работе обосновывается, что правовой режим расположенных на земельном участке и прочно связанных с ним объектов (водных объектов, деревьев и иных растений, объектов градостроительной деятельности и т.п.) нередко кардинальным образом влияет на правовой режим самого земельного участка.

Например, правовой режим земельных участков, занятых лесом, водными объектами и т.д., по существу, подчинен правовому режиму находящихся на них соответствующих объектов. Такие объекты по отношению к земельному участку можно назвать «режимообразующими».

В других случаях земельный участок относительно самостоятелен. Так, растительность, произрастающая на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, не оказывает существенного влияния на правовой режим такого участка.

Делается вывод о том, что сложность этих взаимных влияний отчасти объясняет невозможность применения в ряде случаев конструкции «единого объекта недвижимости». Рассматривается концепция «единого объекта недвижимости», указываются объективные причины, препятствующие ее законодательному оформлению.

Отмечается, что в настоящее время законодательство Российской Федерации о недвижимости, в том числе о земельных участках, находится в стадии становления, а теоретическая основа для его дальнейшего совершенствования лишь подготавливается.

Обозначаются основные проблемы правового регулирования недвижимости и указываются возможные направления дальнейшего развития законодательства Российской Федерации о недвижимом имуществе

Как правило, границы земельного участка устанавливаются, исходя из экономических и иных потребностей человека, т.е. являются субъективными, условными. Вследствие этого земельный участок нельзя считать нерукотворным объектом. Что касается его возникновения как объекта права, вещи, то в правовом смысле он создается (формируется) человеком.

Отмечается, что законодательство некоторых зарубежных стран уделяет вопросам создания объектов недвижимости значительное внимание. Например, в Швеции указанные отношения регулируются специальным Законом о формировании недвижимости (Real Property Formation Act, 1970), которым определены общие правила, условия и процедура формирования недвижимости.

Рассматривается порядок формирования земельных участков по законодательству Российской Федерации.

Выделяется два основных способа создания земельных участков: образование земельных участков из государственных и (или) муниципальных земель и формирование новых земельных участков в результате преобразований уже существующих участков (путем их выделения, разделения, слияния или перераспределения).

В работе условно выделяются три обязательных этапа создания земельного участка как объекта недвижимости.

На первом этапе выполняются работы по установлению местоположения, площади, проектированию пространственных (территориальных) границ земельного участка, перенесению их на местность и описанию. При этом основными земельно-кадастровыми работами является межевание и геодезическая съемка участка

Исследуются вопрос о пространственных границах земельного участка, правовое значение и порядок их установления. Указываются современные способы определения границ, а также требования к точности их определения. Рассматриваются площадь (физическая и геодезическая), местоположение и другие характеристики земельного участка.

Источник: https://mirznanii.com/a/26486/grazhdansko-pravovoy-rezhim-zemelnogo-uchastka

Чем определяются правовые режимы земель

Термин «правовой режим земель» применяется с целью выявить характер общественных отношений по вопросам земли. Чем определяется правовой режим земель? Земельные законы определяют его в виде прав собственности на землю, управления и охраны земель и наступления ответственности за правонарушения в данной сфере.

Разновидности земельного регулирования

Общий правовой режим включает в себя всю совокупность наделов государства и устанавливает земельный правопорядок. Земля служит основой жизнедеятельности людей, важнейшим природным объектом, недвижимым имуществом, предметом права собственности. При ее использовании следует руководствоваться природоохранительными принципами, беречь способность быть средством производства в сельской и лесной сфере и служить основой хозяйствования. Земельный массив имеет различные природные качества и свойства (плодородие, наличие воды и лесов, полезных ископаемых).

Понятие правового режима территорий относится к его различным типам:

Свойства общего правового режимаСвойства особого правового режимаСвойства специального правового режимаСвойства смешанного правового режима
Включение всех земель РФ Включение отдельных видов земель Включение конкретных, определенных земельных участков Включение земель разного назначения

Особым правовым режимом регулируются виды территорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • поселенческие (расположены населенные пункты);
  • общепромышленные (расположение предприятий, транспортных магистралей, линий связи, энергетических объектов);
  • земли под особой охраной (нахождение оборонных объектов);
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • запасные.
Читайте также  Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка

Нет иерархии в подчинении одних территорий другими.

Как определить правовой режим

Деление земельного массива на категории — главный способ в определении правового режимного регулирования. Земельные участки отличаются разным качеством, природными характеристиками, экономическим и социальным значением. Категорией территории считается наличие приблизительно одинаковых делянок исходя из их природного, хозяйственного, общественного и экологического значения. Наделы разной категории должны использоваться согласно назначению. Законодательно разрешен их перевод из одной целевой группы в другую. Переход земель по категориям осуществляется соответственно нормативным актам.

Указанное понятие позволяет установить границы, нормы по охране, использованию конкретных категорий земельной территории, использовать их постоянно или временно, применять различные функции по управлению ими.

Уточнение и детализация правового режима территорий проводится с помощью территориального зонирования, предусмотренного земельными и градостроительными кодексами.

Населенные пункты

Территорию мест проживания утверждает местное самоуправление, учитывая административные границы. В состав таких земель входят зоны жилого, общественного и производственного назначения, инженерная и транспортная инфраструктура, сельскохозяйственные, подсобные (садоводство), рекреационные участки, военные объекты и прочее. Применительно к жилищному строительству установлены требования, которые определяют размер участка, высоту и этажность зданий. Особые условия применяют, когда сооружаются аэропорты, проводится историческая застройка.

Принцип зонирования используется по отношению к охраняемым участкам (национальным природным паркам). На них может функционировать множество различных зон:

  • заповедной (наиболее охраняемых);
  • пояса познавательного туризма;
  • рекреационной зоны;
  • исторических и культурных объектов;
  • зоны по обслуживанию клиентов.

Особо отмечено районирование по экологическим параметрам. Неопределенным остается назначение территории запаса.

Запретительные меры

Санкцией за правонарушения в земельном законодательстве является принудительное лишение права на землю. Применение санкций зависит от того, к какому виду относится территория. Для земельного надела, который является личным владением, названное наказание не может быть применено. При вхождении участка в состав сельскохозяйственных или историко-культурных земель возможно изъятие в принудительном порядке.

Ограничения в правах

Ограничение в полномочиях, правах, связанных с пользованием участком — один из способов определения их правового режима. Сужение прав регулируется нормами Земельного кодекса и другими нормативными актами. Необходимость таких мер объясняется общественными интересами:

  • создание условий при пользовании землей и занятий хозяйством в охранной, санитарно-защитной зоне, для защиты окружающей среды, исторических и культурных памяток;
  • требования по сбережению плодородия грунта, условий расселения животных;
  • застраивание и осваивание пространства.

Ограничением считается запрещение некоторых форм деятельности или отказ от совершения обусловленного действия.

Цель ограничительных мер — доминирующее гарантирование интересов по установлению высокоэффективного, разумного землепользования, охране природы и здоровья людей, безопасности, защиты страны. Ограничивающей мерой служит получение доступа на чужой надел для обслуживания определенного объекта.

Ограничение относится лишь к праву пользования, но не касается права собственности (владения и распоряжения). Законодательно не определены ограничения по распоряжению участком, даже если ограничены права на него. Решения по данному вопросу принимаются государственными и местными исполнительными органами, судебными постановлениями на бессрочный или установленный срок.

Важный момент: ограничивающие меры по праву на землю должны быть зарегистрированы согласно закону.

Лицу, права которого подверглись ограничению, дается право обжалования решения в суде. Если собственником участка были понесены убытки, должна быть осуществлена компенсация нанесенного ущерба.

Следует разграничивать термины «ограничение» и «обременение». Главное отличие состоит в распространении ограничения на имущественные права, предмет обременения — само имущество. Последнее включает в себя сервитут, ипотеку, аренду, арест имущества и т. п.

Особенности особого и специального правового режима

Определенные территории подчиняются особому правовому режиму. Отличительная черта проявляется в том, что его введение обуславливается общественной пользой на той или иной области, включающей землю, принадлежащую к разным категориям (района, города). Данный порядок не является одинаковым, он может отличаться большей жесткостью, ограничивать ведение экономической деятельности, других управленческих функций. Чаще всего определение особого режима относится к местности, где осуществляется лечение, оздоровление, то есть находится в курортной зоне.

Специальным режимом наделены территории, на которых осуществляется традиционное природопользование потомственных немногочисленных народностей, проживающих на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири. В этих регионах охраняются населенные пункты, земельные делянки и водоемы, охотничьи угодья. Здесь предусмотрено пользование участками различной категории для проведения традиционного хозяйства, занятий промыслами.

К другому показательному образцу относят природную территорию, окружающую озеро Байкал. Специальным законодательным актом установлено деление на зоны по экологическим факторам. Выделяют:

  • центральную экологическую часть;
  • буферную экологическую зону;
  • экологический участок под атмосферным влиянием.

Природоохранное контрольное районирование предусмотрено для различных категорий земель по административным распоряжениям. Поставлена задача – установить определенные ограничения при ведении работ, использовании территории для защиты уникального природного водоема.

К подобным районам относят особую экономическую зону. Она создана для того, чтобы развивать промышленность, проводить мутные процедуры в свободном таможенном (определенном) поясе. Названные территории создаются для развития обрабатывающей промышленности, высоких технологий, продвижения туристического бизнеса, создания оздоровительной, курортной базы, системы портов и транспорта.

Закон предусматривает создание игорных зон в районах Алтайского, Краснодарского, Приморского края, Калининградской области, Крыма. Создавая подобные территории участки, государство не предоставляет их для владения и пользования гражданам, юридическим лицам.

Следует заметить, что земля здесь используется с применением определенного титула и закреплением отличий в содержании права на нее. Аграрные наделы даются исключительно в виде аренды.

Деление территории по категориям соответственно целевому назначению многие годы применяется в земельном законодательстве.

Дифференциация правового режима выражается в порядке его использования и охраны, что обеспечивает многообразие форм использования земли.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/pravovye-rezhimy.html